Лечим гитарный динамик.

Автор: | 18.08.2016

Предисловие.

Приветствую!

Недавно сложилась у меня ужаснейшая, дурацкая ситуация. Решил проверить работоспособность немецкого усилителя-микшера VERMONA на 2 канала, подключил что попало под руку. А попал под руку новенький динамик Alphard HW800. Не успел оглянуться, как из него повалил дым. В общем, этот усилитель впоследствии поделился со мной замечательным трансформатором такого же типа как ТС, только пластинчатым, и и семью катушками индуктивности.

Dunamik_IMG_2862_small

Ну что же, ситуация понятна: выкидывать динамик из-за такой глупой поломки может позволить себе только олигарх. Мы же, бедные музыканты, будем восстанавливать. Но восстанавливать будем профессионально, чтобы результат был неразличим.

Разбираем динамик.

Итак, после вскрытия первичный осмотр показал очень интересную особенность конструкции катушки: она намотана была широко — практически 10 мм в ширину проволокой диаметром 0,17-0,18; более того пластины, собирающие магнитные поля оказались шириной около 3-4 мм. С весьма широкой щелью по сравнению с предыдущими моими подопытными. Основа, на которой сидит катушка, оказалась алюминиевой — весьма умно, ведь это спасло конструкцию от высокой температуры обмотки.

Обмотка выполнена в два слоя с одинаковым (+-1 виток) количеством витков. Количество витков декларировано измененным цветом алюминиевого основания, поэтому далее в процессе намотки может возникнуть ошибка не более чем на 2 витка.

Dunamik_IMG_2858_small

Давайте вскроем нашего больного. Я делаю это не отрывом дифузора и пыльника от металлического корпуса, а резкой скальпелем после первого изгиба «амортизатора» на диффузоре. Может быть это дело привычки, или сила эстетики, но прорезанный диффузор после склейки выглядит новым и центрируется автоматически сам. Сколько не пробовал отклеивать диффузоры – все они не хотели назад клеится из-за деформаций растяжения при отклейке и выглядели уже Б/У после починки. Более того, при центровке можно напороть кучу ошибок. Во время сушки диффузор может съехать даже от силы тяжести. То есть при прорезании получается, что я оставляю заводскую центровку. И будем стараться резать очень плавно. Заглядывая вперед я бы посоветовал не делать синусоидально-ровный отрез, а делать слегка видимые отклонения, как на иллюстрации. С нижним центрирующим держателем также поступаем, режем в самом доступном месте.

Dunamik_IMG_2856_small

Dunamik_IMG_2857_small

Ну что же, после «охов» и «ахов» начинаем осмотр и удаление старой обмотки. Аккуратно снимаем старую, если не снимается зажигалкой можно нагреть алюминий — тогда лак на ней начинает разжижаться и «отпускать» обмотку. Отрезаем концы обмотки от дифузора на расстоянии в 2 сантиметра, чтобы можно было далее скрутить и пропаять с новой обмоткой. Предлагаю сразу зачистить получившиеся концы только очень осторожно, иначе при обрыве придется снимать купол с дифузора, чтобы добраться до токопроводящих канатиков.

Перемотка катушки динамика.

Чтобы при намотке не повредить геометрию основания я взял слайдер гитарный, намотал на него строительной бумажной клейкой ленты так, чтобы она лезла в основание с небольшим трудом.

Dunamik_IMG_2854_small

Dunamik_IMG_2855_small

Следующим шагом необходимо достать из своих потайных мест проволоку точно такого же диаметра. Лучше всего замеры толщины производить микрометром, т. к. штангенциркуль не сильно нагляден для меня.

Также, необходимо взять лак для фиксирования обмотки. Хотел использовать как обычно ПВА, но, посмотрев на алюминиевую основу, в уме проигрался сюжет весьма непрочной системы. Так что я использовал обычный лак, которым лакирую гитары.

Запаиваем конец вашей проволоки с одним из концов проволоки на диффузоре. Для тех кто бдит порядок — запомните направление и вывод оригинальной обмотки, чтобы не поменялась фаза сигнала.

Обмазываем тонким слоем лака основу для обмотки и начинаем тихонечко мотать.

Dunamik_IMG_2850_small

Когда намотка завершена, соединяем конец нашей обмотки с оставшимся проводником из диффузора. Их необходимо оголить, залудить и пропаять, но следить чтобы спайка была хорошей, чтобы сила тока спокойно могла дойти до бедной нашей катушки.

Dunamik_IMG_2852_small

Далее, надо избавиться от всех трясущихся элементов возле нашей катушки. На соединения и пайки капнуть ПВА столярного — никаких болтающихся и проклеенных проводников!

Dunamik_IMG_2863_small

Следующим шагом нужно отцентрировать наш диффузор в его металлическом корпусе. Здесь могу из личного опыта сказать следующее: чем новее части, тем меньше нужно центрировать. И более того, я ещё ни разу не центрировал динамики. Ставлю дифузор на место, обращаем внимание на наш «неровный» разрез, он должен в точности совпасть, тогда центровка пройдет без «человеческого фактора и вмешательства». Клеим сначала нижнюю подкладку диффузора, если она задирается из-за того что во время намотки Вы её слишком деформировали, то процесс сушки ПВА будете проводить вместе. Итак, проклеили небольшим слоем ПВА, слегка надавили на диффузор, чтобы ПВА заполнила все торцы склейки, сушим.

Далее также делаем и с верхним диффузором. Но это лицевая сторона — поэтому приложите максимум внимания и весь опыт школьных трудов 5-ого класса. Вы можете постучать по диффузору слегка. Никаких призвуков кроме низкочастотного «синусового» звучания бумаги диффузора не должно быть.

Сушим.

Подключаем теперь только к проверенным усилителям.

Всем удачи в ремонте!