Академия Гитарной Электроники: Пленочный фоторезист Vs аэрозоль. - Академия Гитарной Электроники

Перейти к содержимому

  • 6 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Пленочный фоторезист Vs аэрозоль.

#31 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 13:22

asparagus, малайца =) Только травить все-же лучше сразу после проявки - фоторезист пересыхает и может по краям посыпаться... хрупкий он после засветки и проявки.
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

Добрый день.
Для поддержания guitar-gear необходимо пара килорублей. Всем небезразличным просьба воспользоваться формой Я.Деньги
Проверь свой e-mail на валидность!!
В редактор добавлена кнопка "Спойлер" для выкладки больших изображений, всех игнорирующих эту возможность ждет наказание.

#32 Пользователь офлайн   Маклауд 

  • Злой модер
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 13:48

Информацию подтверждаю, хрупкая штука. Или сразу травить, или хранить в воде, например, не давать ему высохнуть.
"...Металлисты - это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата." (В.И. Ленин, "Полное Собрание Сочинений", том 24)
0

#33 Пользователь офлайн   asparagus 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 15:37

Вчерась плату проявил, травил сегодня... Фоторезист нигде ни отвалился, ни скукожился... тоесть усе в норме.... Плата - как заводская =)) Травил не ХЖ, решил попробовать другую гадость, вот такую _http://www.e-voron.dp.ua/catalog/003850 (не реклама). Протравилось минут за 20, с периодическим поглаживанием по плате кисточкой... Вобщем результатом доволен по самое небалуйся. =)
Фотки с телефона, так что на вид качество - не то что вживую...
Изображение
Изображение
Hamer XT -> DIY Marshall JCM900 PreAmp -> DIY Epiphone Valve Junior Gain Mod/DIY Champ 5F1
В процессе: JCM800 pre + 18W amp
0

#34 Пользователь офлайн   Graff 

  • Князь тьмы!
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 17:07

Просмотр сообщенияasparagus (18.12.2009, 17:37) писал:

решил попробовать другую гадость

прикольно, я тож такую хочу, учитывая какое щас УГ современное железо ((( Где б в россии такую чудо-штуку найти...

Сообщение отредактировал Graff: 18 December 2009 - 17:09

Внемли Креведу, вестнику Всемогушего, гласу Ктулху истинного...

Изображение
0

#35 Пользователь офлайн   asparagus 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 18:35

Просмотр сообщенияGraff (18.12.2009, 18:07) писал:

учитывая какое щас УГ современное железо (((

А железо сейчас действительно УГ...Или мне такое попалось... Последний раз брал - плата 8*12см почти двое суток травилась(правда я ей ничем не помогал, только на батарею поставил)...
А этот белый порошочек развел 2ч. ложки грамм так в 100-150 теплой водички - и ляпота...

Сообщение отредактировал asparagus: 18 December 2009 - 18:37

Hamer XT -> DIY Marshall JCM900 PreAmp -> DIY Epiphone Valve Junior Gain Mod/DIY Champ 5F1
В процессе: JCM800 pre + 18W amp
0

#36 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 20:41

asparagus, а хлорку тоже правильно разбавлять надо. там-же написано - 1:3. Так что банку хлорки на литр воды и все травится за 10 минут.
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#37 Пользователь офлайн   asparagus 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 December 2009 - 22:44

Просмотр сообщенияSvet (18.12.2009, 21:41) писал:

asparagus, а хлорку тоже правильно разбавлять надо. там-же написано - 1:3. Так что банку хлорки на литр воды и все травится за 10 минут.

Не помогало... Почти около года назад брал банку хлорки, так та травила нормально. Последний раз взял - банка такая же, на вид хлорка такая же... развел ее все по феншую, а результат - какашка...тем более у нас щас за 100гр. хлорки торгаши просят 3 у.е., а эта белая гыдота, походу персульфат натрия, 1.5у.е за те же 100 грамм...
Hamer XT -> DIY Marshall JCM900 PreAmp -> DIY Epiphone Valve Junior Gain Mod/DIY Champ 5F1
В процессе: JCM800 pre + 18W amp
0

#38 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 December 2009 - 05:22

От бля... накаркал... Закончилась хлокра - развел новокупленной - жопа полная. плату травил 40 минут (притом не в стоячей воде, а с перемешиванием) :(

И еще. Тем кто пользует фоторезист и делает платы под всякие TQFP и TSOP - делюсь опытом. Вот сижу уже второй час и жду когда дотравится плата. так вот... СМЫВАЙТЕ НОРМАЛЬНО ФОТОРЕЗИСТ!!! Если видна чистая медь - это не значит что она чистая... была-бы нормальная хлорка - все было-бы ок, а тут между ногами TSOP вагон коротышей. Счас сромыл еще раз в соде - пошло травиться.

Короче достаю плату из мешалки и иду спать, через 4 часа на работу вставать :(
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#39 Пользователь офлайн   Маклауд 

  • Злой модер
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 December 2009 - 19:00

Да-да, проверяйте всё ли смылось. Если прямо в соде пальцем проводить, то фоторезист будет скользким, а за медь кожа сразу "цепляется", как за чистое стекло.
"...Металлисты - это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата." (В.И. Ленин, "Полное Собрание Сочинений", том 24)
0

#40 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 December 2009 - 19:07

Если плату экспонировать подольше фоторезист будет держаться лучше или всё также???
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

#41 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 December 2009 - 19:11

Thrasher, лучше. Только смотри не пересвети - заманаешься смывать между дорожками.
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#42 Пользователь офлайн   Маклауд 

  • Злой модер
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 December 2009 - 19:20

Thrasher, ну определенный предел у него есть. Если он и так достаточно твёрдый по высыхании, то не стоит увеличивать время экспонирования. Может еще и хрупким стать вдобавок. Но основная проблема может быть в том, что темные области засветятся, и он будет сложнее смываться. Или вообще не смоется.
"...Металлисты - это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата." (В.И. Ленин, "Полное Собрание Сочинений", том 24)
0

#43 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 December 2009 - 16:05

А не подскажете: какое оптимальное время экспонирования (не с плёнкой,а с бумажкой, смоченной маслом) на расстоянии от заготовки 10см???
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

#44 Пользователь офлайн   Маклауд 

  • Злой модер
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 December 2009 - 18:20

Thrasher, зависит и от лампы, и от свежести фоторезиста. Определяй экспериментально, распечатай шаблон.
"...Металлисты - это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата." (В.И. Ленин, "Полное Собрание Сочинений", том 24)
0

#45 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 28 December 2009 - 00:32

Сегодня после очередной неудачной попытки изготовления платы с помощью фоторезиста нашел оптимальный метод. Проблема: сразу после проявки если промыть плату в воде и чуть-чуть подержать на воздухе (до этого сразу кидал травиться) дорожки сами собой сворачиваются и отваливаются. Сегодня не получилось качественно приклеить фоторезист (были пузыри) и необходимо было замазать их. В результате пришлось посушить плату, что привело к полному отваливанию дорожек. Гугление на тему этого вопроса привело на какой-то форум, где советовали после засветки еще раз прогонять через ламинатор (греть утюгом).
Вобщем в итоге нескольких экспериментов я пришел к следующей технологии.
Приклеить фоторезист (плату даже не зачищаю шкуркой, потер содой (не проявительной), после протер изопропиловым спиртом). Клеить удобно если плату, особенно маленькую, приклеить маленьким кусочком некачественного двустороннего скотча к столу. Некачественный чтобы держал плохо.
Далее положив фоторезистом вниз прогреть утюгом через 3 страницы книжки. Утюг на "Шелке" (можно даже холоднее). Греть до состояния чтобы можно было дотронуться пальцем и подержать сек. 5 как раз наверное 70 градусов и будет.
После этого засвечиваем лампой 26 Вт энергосберегающей УФ в течении 10 мин. с расстояния 20-25 см. Дальше идут ранее не описаные шаги.
*ПРогреть еще раз плату (уже после засветки) как описано выше.
*Дать немного остыть, впринципе можно прям сразу проявлять.
* В расствор не погружать (расствор кальцинированной соды я развел 8 ложек чайных на 2 л воды), а смачивая например кисть движениями как-будто красим смываем фоторезист. Можно смачивать окунанием и тереть, кто-то предлагает тереть губкой для мытья посуды. Вполне подходящий вариант. После смывания промываем, дорожки не отваливаются совершенно.
ЧТо именно из описанного изменило результат, но по этой технологии сегодня сделал 3 платы, отвалились дорожке уже при травлении которыми рисовал контуры самой платы для последующего подравнивания. Дорожки толщиной 0.2 мм были, отвалились не везде. Да и были они на самом краю платы, тем более плата не зачищалась.

Сегодня удалял фоторезист после протравливания просто кинув под горячую воды и периодически протирая жесткой счеткой. Все дорожки отвалились.
Время экспозиции особо не влияло на скручивание дорожек. Держал и 15 минут. Пробовал ради интереса засвечивать 1 мин. При проявке, точнее уже при промывке дорожки сморжопились по их границе очень сильно но так не отслаивались.
0

#46 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 28 December 2009 - 12:36

Хм... а я так делаю:
1) зачищаю плату под водой наждачкой №400
2) под струей воды прикладываю фоторезист
3) тряпочкой с усилием прикатываю ФР к плате, чтоб небыло пузырей (в итоге всю воду вытираю)
4) свечу лампой 26Вт (УФ энергосберегайка) с расстояния 10-15см через 4мм стекло (прижим) 2 минуты 40 сек.
5) кидаю в кальцинированую соду (2 ч.л. на литр ХОЛОДНОЙ воды) на ~30 сек. после этого зубной счеткой начинаю тереть плату пока не смоется весь ненужный ФР (главное не передержать в проявке - иначе точно дорожки поотваливаются)
6) не вытирая кидаю под УФ лампу без прижима минуты на 2-3 (это не обязательно, но полезно)
7) травлю
8) кидаю в горячий раствор соды (4-8 ч.л. на литр) чтоб слез ФР, а в это время грею паяльник.

Как вызаметили - не грею вообще. Дорожки 0.2 - 0.5 зазоры тоже 0.2 (счас подсел на СМД... 0603 резисторы и все прелести :new_russian: ).

Как показали все танцы сбубнами - греть ФР вредно... он и отслаиваться начинает, и засвечивается неравномерно... фигня короче...
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#47 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 29 December 2009 - 00:45

Просмотр сообщенияSvet (28.12.2009, 12:36) писал:

2) под струей воды прикладываю фоторезист

Расскажите про это подробнее для меня самое сложное без пузырей сделать, ибо пузыри сцуко не реально все портят. На последней плате 210 на 140 в нескольких местах после проявления были дыры замазал макрером, повезло на дорожках замазался а вот просто на большой не травленой поверхности дырки нафиг. Мобуть у вас иной какой-то фоторезист? у меня как в чипдипе продаецо.
ТАм по мануалу нада греть плату перед прикладыванием до 70 градусов.
Я шкурю 2000 шукркой. КЛею насухо сначала приклеиваю на узком краю и потихоньку приглаживаю тряпкой. но без пузырей редко получается и в основном на маленьких платах. Пробовал в тазике приглаживать через воду, пленка всплывает, липнет в итоге пузырей еще больше было. Еще вот советуют смачивать плату изопропилом и на него пока мокрая кидать и выгонять пузыри.
0

#48 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 29 December 2009 - 14:19

BlitzKrieg, у меня тоже из ЧиДа ФР...

фишка №1 - шкурить 400й шкуркой а не 2000й. ФР нужна шероховатая поверхность чтоб прилепится.
фишка №2 - прикатывать не "под водой", а "под струей воды". те кладешь плату под струю холодной воды, всехру аккуратно ФР. воду можно сделать еле теплой, но не горячей, тк пузыри будут...
потом несильно прижимая выгоняешь излишки води из под ФР и плату можно доставать на свет. дальше от центра к краям тряпкой сильно нажимая прикатываешь фр к плате.

ЗЫ: иногда и у меня пузыри случаются - не беда... можно и проколоть если что. Тк ФР штука вязкая, то прокол сам собой затянется после приглаживания, но всеже лучше не колоть - можно новых пузырей наделать.

А вообще, если нужны платы такого размера, то лучше купить ламинатор - с ним все равно удобнее. А вот утюгом хрень - неравномерный прижим, температура гуляет и все прелести...

Прикатывать на изопропил тоже не айс - после засветки хрен оторвешь лавсановую пленку защитную. да и засвечивается хуже.
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#49 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 02 January 2010 - 03:36

Просмотр сообщенияSvet (29.12.2009, 14:19) писал:

BlitzKrieg, у меня тоже из ЧиДа ФР...

Тот же ФР.
Кстати замтил, что если греть после засветки, то толи до охлаждения толи вообще пленка верхняя уходит туго. Раньше чуть за край поятеншь вся слзати, а счас липент к ФР. ИМХУ стобы гн было дырок, нада греть.
Проколы тож делаю, просто он иногда при прижиме ФР от пленки отслаивает пузырями, онии видимо из-за давления в пузыре местоположение меняют.чтобы нагрев был равномернее нада греть с изнаночной стороны плты.
0

#50 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 04 January 2010 - 20:31

Делал сегодня под струей воды. Получилось со второго раза не без косяков, но пузырей меньше, и они как раз попали в не ответственные места. Приглаживал шпателем резиновым сильно нажимая. Вобщем вариант. Особенно положительно что впринципе пленку можно потом аккуратно оторвать попробовать. ОН видимо под холодной водой менее липкий становится.
0

#51 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 05 January 2010 - 10:57

А вы как делаете: берёте нужный по размеру лист фоторезиста и сразу же сдираете с него всю защитную плёнку, а потом лепите его на плату???
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

#52 Пользователь офлайн   Маклауд 

  • Злой модер
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 05 January 2010 - 11:09

Thrasher, так делать нельзя. Запросто можно заляпать пальцами или еще чем-нибудь. Сначала отклеиваешь и отгибаешь 2-3 см защитной плёнки, потом открытый конец наклеиваешь на край платы. Проглаживаешь. Вытягиваешь из-под фоторезиста еще сантиметр плёнки, освободившуюся область приглаживаешь и прижимаешь, лучше всего сухой мягкой тряпкой. Так оракал клеят, лучше на нём потренироваться.
"...Металлисты - это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата." (В.И. Ленин, "Полное Собрание Сочинений", том 24)
0

#53 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 05 January 2010 - 11:11

Так вот и я об этом же... Отсюда и пузыри у всех тк неправильно юзают фоторезист.
ЗЫ: Тоже самое и с самоклеещимися обоями, плёнками...
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

#54 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 05 January 2010 - 11:59

Гм... а я полностью пленку снимаю - тк у меня ФР лежит на "подложке" из воды, то ничего не приклеивается раньше времени. Попробуйте (руками естественно не стоит его лапать...). И не стоит шпателем прикатывать - отсюда и пузыри. Или валиком резиновым это делайте или тряпкой...
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#55 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 06 January 2010 - 04:13

Просмотр сообщенияSvet (5.1.2010, 11:59) писал:

Или валиком резиновым это делайте или тряпкой...

Тряпкой всмысле движениями вдоль линии прилипания постепенно смешаясь в поперечном направлении?
Шпателем нештяк, тока придрочиться нужно.
Делал плату 140x210 первый раз насухую второй с водой, с водой лучше получилось. Сдирал пленку наполовину после чего клал под струю и сдирал остальную половину. Со второй попытки получилось ничо. Оба раза один из углов заворачивался и лип к листу. но был успешно отодран без повреждений.

Сообщение отредактировал BlitzKrieg: 06 January 2010 - 04:16

0

#56 Пользователь офлайн   Svet 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 06 January 2010 - 10:43

BlitzKrieg, тряпкой от центра к краям продольными движениями. А вообще - "Каждый дрочит как он хочет! Я дрочу как я хочу!" =)
2B OR NOT 2B = FF
http://svetguitars.com
0

#57 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 06 January 2010 - 23:50

Просмотр сообщенияSvet (6.1.2010, 10:43) писал:

BlitzKrieg, тряпкой от центра к краям продольными движениями. А вообще - "Каждый дрочит как он хочет! Я дрочу как я хочу!" =)

У каждого додика своя методика =)
0

#58 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 07 January 2010 - 21:03

Сегодня изготовил плату данным методом! Ну и намучился...
ЗЫ: правильно Вы говорите что нужно вырабатывать свою методику
ЗЫЗЫ: кстати, незнаю почему у Вас проблемы с пузырями я ни одного не "подцепил". 3 раза переделывал и все разы фоторезист ложился без пузырей =)
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

#59 Пользователь офлайн   BlitzKrieg 

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 10 January 2010 - 03:42

Просмотр сообщенияThrasher (7.1.2010, 21:03) писал:

Сегодня изготовил плату данным методом! Ну и намучился...
ЗЫ: правильно Вы говорите что нужно вырабатывать свою методику
ЗЫЗЫ: кстати, незнаю почему у Вас проблемы с пузырями я ни одного не "подцепил". 3 раза переделывал и все разы фоторезист ложился без пузырей =)

Как клал? Размер платы?
На плату типа сансампа я три раза без пузырей с закрытыми глазами положу :-) Я то делал 140 на 220, да и усидчивости мне не хватает, чем ближе к окончанию процесс тем сложнее на месте сидеть, что приводит к косякам :-)
Кстати еще метода как у радиокота, подставная. Ложится нормально, но вот если прогладить утюгом, то в местах где пленка задерживалась на фоторезисте пока открытая часть приглаживалась, образуются пузыри между ФР и медью, что в итоге привело к разрыву дорожек.
Я вчера 3 листа засохатли, прежде чем сделал без пузырев. С водой делал, после прикладывания шпателем все тем же быстренько прифигачил. На краю пузырь был, я отодрал слегонца пленку фр разорвался, но я пузырь выгнал и обратно приклеить попытался. Фиг, после отдирания не липнул и все тут, пришлось гладить. От глажения появились кратеры более светлые, я забил вощем все отлично вышло :-) Вощем нада под водойполжить ФР, шпателем небольшим лучше чем тряпкой получается. Тряпкой нифига не вышло. А шпателем как воду сгоняешь со стекла.
0

#60 Пользователь офлайн   Thrasher 

  • Extreme Agression (1989)
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 11 January 2010 - 19:00

Изготавливал плату размерами 100х220мм. Первый раз не получилось т.к чисто тупанул на ровном месте (забыл что фоторезист негатив и распечатал плату как обычно при ЛУТе: дорожки чёрные лишнее пространство белое-итог где должны быть дорожки фоторезист сошёл, а где наоборот лишнее пространство всё осталось! Второй раз с распечаткой сделал всё как надо , но тупанул с монтажом фоторезиста к плате (положил кусочек и только слегка прогрел феном-итог что интересно после проявки дорожки ни одна не слетела с платы, а как только бросил в хлорку- всё сразу поотлетало! В третий раз решил сначало чтобы слегка укрепить фоторезист на плате прогрел его феном, после через 2 тетрадных листа прогрел утюгом на серединной температуре ( граница перехода от мин. к мах. ). После проявки ещё слегка прогрел феном и в хлорку. Вот тогда всё стало отлично!
ЗЫ: и вот кстати вопрос: может и не нужно второй раз, перед травлением, прогревать фоторезист???
Стили всякие нужны, стили всякие важны!
0

Поделиться темой:


  • 6 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей