Активная электроника Tuvalu-2021 Концепция, проверенная десятилетиями
#1
Отправлено 04 мая 2021 - 23:51
Популярное сообщение!
По просьбе камрада Grechka выкладываю схему своей активной электроники (АЭ). Она стоит в большом кол-ве гитар /бас гитар, нареканий не было. Также, этот онборд-преамп заменил много разных фирменных схем, особенно в бас-гитарах. Чем он лучше?
1) Он меньше шумит. Фирмачи часто применяют TL062 - она мало потребляет, но сильно шумит. Другие применяемые ОУ ненамного лучше.
2) Благодаря переключателю частоты резонанса эта схема позволяет получить массу звуков. По сути, это эмулятор различных датчиков - от низастых до самых звонких. Переключатель резонанса утраивает это кол-во. Плюс, он помогает справиться с паразитным свистом на больших громкостях, если датчики недостаточно задемпфированы.
3) Такая эмуляция в значительной мере отбивает охоту заморачиваться поиском своего гитарного звука методом покупки /перестановки различных датчиков. Эта АЭ даст вам и "А", и "О", и "У", и "Е" и мн. др. голосов.
4) Благодаря возможности получения частоты резонанса 0,9...1,3 кГц, имеем "бесплатный" резонансный подъём со срезом всего, что выше - а это очень востребовано при игре в дисторшн во многих стилях. Вспомните гираторный фильтр в первом кскаде в МеталЗон и многочисленных его клонах - вот это оно самое. Или в Крысе при применении тру-ОУ (LM308) тоже получается похожий резонанс, правда, при гейн = макс или чуть меньше. Такая АЧХ очень способствует выделению атаки, если, конечно, дисторшн не сильно "тракторный".
5) Большинство бас-гитарных онборд-преампов имеют несуразный темброблок - рег. НЧ, СЧ, ВЧ почти полностью дублируют соответствующие регуляторы в комбике /преампе. Зачем такое счастье, лично мне совершенно непонятно. Ну, подойди к комбику и покрути такие же регуляторы тембра. Всем, кому я переделал басы, на 100% согласны с этим. Кстати, такое решение требует дополнительных ОУ, которые явно не улучшают звук (TL062 ведь!), схема больше потребляет.
6) Некоторые активы потребляют намного больше, например, для очень неплохой бас-гитары Карвин, которая имелась на одной из киевских студий, мы не успевали покупать батарейки.
7) В гитарах иногда применяют преампы, просто стоящие после стандартной электроники. Недостатки такой АЭ очевидны - всего 1 частота резонанса на датчик, повышенный шум в средних положениях волюм, т.к. этот потенциометр высокоомный. Такой преамп (буфер, повторитель) имеет хоть какой-то смысл только в одном случае - внешняя коробочка на ремне, включённая в гитару коротким кабелем. Т.е. в том случае, когда нежелательно влазить в гитару для её активации. Такой буфер служит только для исключения влияния ёмкости гитарного кабеля. Этот пункт немного спорный, т.к. многим, всё же, нравится простой повторитель, встроенный в гитару.
8) Бонус - аварийный режим. Если вдруг сядет батарейка, то можно доиграть концерт в этом режиме. Ну да, чистый будет не таким ярким, а в остальном всё нормально, никто ничего и не заметит. Впрочем, благодаря малому потреблению, батарейка садится очень плавно, первые симптомы - драйв в самых громких местах - сигнализируют, что пора бы заменить батарейку.
Это одна из последних версий АЭ, до этого схема была без источника тока, что значительно понижало максимально достижимую амплитуду на выходе при таком же токе потребления. Либо приходилось увеличивать ток до 0,5 мА или даже больше. А эта схема почти рейл-ту-рейл, нижняя полуволна на 0,25...0,3 В не дотягивает до земли, а верхняя - почти до упора (меньше напряжения питания примерно на 30-50 мВ - на величину V насыщения К-Э p-n-p транзистора).
Для достижения максимальной широкополосности датчики можно перемотать, достаточно 2500 - 3000 витков в каждой катушке. Кус = 3 скомпенсирует потери в выхлопе, даже сверх того. Если будет желание, то Кус можно увеличить уменьшением R7. Если датчики не совсем глухие, то их можно и не перематывать. Ну да, не будет супер-звонкости, но она далеко не всегда востребована, тем более, что гитарный динамик с его полосой 6 кГц не позволит её реализовать. Разве что, играть в линию. В басах я вообще никогда не перематывал датчики, тем не менее, расширение полосы всегда было значительным. На всякий случай: в качестве повторителя (Кус=1) эта схема недостаточно хороша из-за раннего ограничения.
Монтаж этой АЭ - особая тема, так что продолжение следует.
В pdf-файле подробная инструкция по выбору деталей, настройке и т.п.
AE Tuvalu-2021 v1.0.pdf (46,76К)
Количество загрузок:430
#3
Отправлено 05 мая 2021 - 13:19
P.S. Если,конечно, найдётся место.
#4
Отправлено 05 мая 2021 - 13:52
ZAQ (05 мая 2021 - 08:34) писал:
Vdm (05 мая 2021 - 13:19) писал:
#6
Отправлено 05 мая 2021 - 22:37
Прикрепленные файлы
-
FETPreamp.pdf (94,39К)
Количество загрузок:265
#7
Отправлено 07 мая 2021 - 17:35
Популярное сообщение!
Начнём с датчиков. Встречаются множество различных способов их подключения.
Неэкранированные провода.
Относительные преимущества - меньше паразитная ёмкость, понижающая частоту резонанса, дешевизна.
1. Самый простой вариант - просто пара проводов (рис.1). Применяется в дешёвых гитарах, чаще встречал в басах. Абсолютно нет ослабления влияния э/м наводок. Как-то ещё работает в гитарах с экранированными полостями, да и то, защита будет только от электрической составляющей э/м поля. Вообще не рекомендую.
2. Следующие два варианта существенно лучше. "Холодный" конец оторван от корпуса датчика и свит с "горячим" сигнальным. Так значительно ослабляется магнитная составляющая э/м поля помех. Если экранировка полостей низкоомная (фольга, хорошо проводящие лаки), то корпус датчика можно подключить прямо к этому экрану (рис. 2). Но этот экран обязательно должен дойти до выхода - до "земляной Мекки" - без разрывов.
3. Если есть сомнения в проводящих качествах экранировки (проверять омметром участок от полости датчика до "земляной Мекки"), то датчик лучше подключить к этой "Мекке" отдельным проводом (рис. 3), котрый тоже можно свить вместе с сигнальными. В этом случае теоретически правильней будет изолировать корпус датчика от этой экранировки. В случае качественной сплошной без "окон" низкоомной экранировки полостей гитары это хороший вариант.
Экранированные провода.
Безальтернативные варианты в том случае, когда полости гитары неэкранированы. Недостаток относительный - больше паразитная ёмкость. Хотя, зависит от типа провода. Если не заморачиваться с полосой датчика 16 кГц или около того, то это вообще не проблема. Если датчик имеет хороший корпус-экран, то полость вокруг этого датчика экранировать необязательно. А вот отсек с электроникой - крайне желательно во всех случаях.
4. Просто одиночный провод в экране (рис. 4). Экранирующая оплётка является также и вторым сигнальным проводом, корпус датчика подключён к ней. Защищает только от электрической составляющей. Часто втречается, не рекомендую.
5. Пара проводов в экране (рис. 5). Корпус датчика подключается к "земляной Мекке" посредством оплётки. Если имеется экранирование полостей, то правильней будет изолировать от него корпус датчика. Часто встречающийся вариант, в принципе, неплохой, но я всё же рекомендую варианты получше.
6. То же самое, только провода свиты, что уменьшает влияние магнитной составляющей э/м поля помех (рис. 6). Тоже лучше не соединять корпус датчика с внутренним экраном. Рекомендую, сам так стараюсь делать.
7. Теоретически, самый правильный вариант. Экр. оплётка соединяется только со стороны выхода, корпус датчика - отдельным проводом (рис. 7). Корпус датчика имеет смысл изолировать от внутреннего экрана, если он имеется. Так подключаются к схемам самые чувствительные датчики, например, головки виниловых вертушек и особенно часто - воспроизводящие головки в магнитофонах. Хотя такой вариант я один раз и применил, но не сравнивал его с другими, поэтому не могу его настоятельно рекомендовать. Пробуйте /сравнивайте сами, если будет желание.
Насчёт желательности изолирования корпуса датчика от экрана - момент спорный, т.к. часто встречаются хорошо работающие варианты, когда датчик (в частности, воспроизводящая магнитная головка) сидит на корпусе и отдельный провод <корпус датчика -- "Мекка"> отсутствует. Возможно, изолирование корпуса датчика от экранирующей поверхности никакого положительного эффекта в вашем случаене и не даст. Но в таком случае, и беды от отдельного земляного провода не случится
ПС. На одном известном гитарном форуме я неоднократно встречал тезис, что экранированный провод и экранирование полостей гитары несовместимы, т.к. якобы образуются земляные петли. Это несусветная глупость!
#10
Отправлено 13 мая 2021 - 01:03
Tuvalu (04 мая 2021 - 23:51) писал:
Если попробовать всё же избежать примнения полевиков в качестве буфера, например, как здесь, насколько критично будет использование TL072? Она же позиционируется как двухканальный JFET операционный усилитель с низким уровнем шумов.
Почему один полевик выигрывает у микросхемы на тех же полевиках?
#11
Отправлено 13 мая 2021 - 08:21
#13
Отправлено 14 мая 2021 - 00:17
VediVini (13 мая 2021 - 01:03) писал:
Цитата
Цитата
Во-вторых, по сранению с сабжем, JFET-ы в 072 работают с меньшим током, а шум, хоть и в слабой пропорции, но увеличивается при снижении тока.
В-третьих, p-канальные ПТ шумят раза в 3 (на 10 дБ) больше n-канальных. Т.е. далеко не на "тех же".
В-четвёртых, в многокаскадных схемах вообще и в ОУ в частности шум не может быть меньше, чем шум первого каскада (дифкаскада на p-JFET в данном случае); и поставьте ему вслед хоть тыщу транзисторов, ничего в плане шумов не улучшится. Поэтому сравнение по критерию "один /не один" здесь не работает.
Короче, если не жалко денег на батарейки, то можно делать и на TL071/072. На шум можно забить, т.к. обычно сетевой фон существенно выше. Кроме того, шум всей системы будет лимитироваться шумом активного R датчика. Например, активное R = 10 кОм будет шуметь 12.7 нВ/корень_Гц. ОУ с таким же шумом ухудшит общее соотношение С/Ш ровно на 3 дБ (К_шума = 3 дБ), а TL с его 18 нВ - где-то на 5 дБ. Это не катастрофа. В дисторшнах иногда на них делают входной буфер и/или 1-й каскад - и ничего страшного не происходит.
А вообще-то, эта тема не про "вообще активную электронику" и не про ОУ, в частности.
#14
Отправлено 27 июля 2021 - 15:12
P.S. Тут, наверное, даже не упростить, а другой вариант схемы - пред после ручек громкости (хочется оставить штатные крутилки)
#15
Отправлено 28 июля 2021 - 21:50
http://diyfactory.ru...wtopic=481&st=0
#16
Отправлено 03 августа 2021 - 00:42
Halvalife (27 июля 2021 - 15:12) писал:
P.S. Тут, наверное, даже не упростить, а другой вариант схемы - пред после ручек громкости (хочется оставить штатные крутилки)
Можно вообще сделать в виде коробочки для крепления на ремне, а к гитаре подключаться коротким кабелем - 20...30 см. В гитару лезть не надо, а эффект тот же.
#17
Отправлено 03 августа 2021 - 06:56