Центр тяжести

Автор: | 24.02.2016

Автор написал эту статью по нескольким причинам:

  • Получения тяжелого гитарного звука является «горячей» темой обсуждения на гитарных форумах.
  • Примочка удачна в отношении сложность/звук и должна понравится музыкантам, играющими в тяжелых музыкальных стилях.
  • Часто встречаются «знатоки», которые знают как надо, но никому не рассказывают.
  • Идея, положенная в основу схемы, интересна и оригинальна. Конечно, схемотехническое решение не лишено недостатков, но для недорогой и “злой” примочки очень даже ничего.

Оригинальная схема примочки:

original_scheme

Вариант  схемы от bsvi:

bsvi_scheme

 

Схема была опубликована в журнале “Радио” №7/96. Автор – Т. Фатыхов. Часть схемы, встраиваемая в гитару, здесь не приводится, так как это бустер, причем явно не лучшего качества и найти ему замену не составит труда.

Описание схемы

ОУ DA1.1 это полосовой фильтр, ОУ DA1.2 – усилитель/ограничитель. Переменным резистором R5 устанавливается чувствительность (не путать с драйвом!). Если амплитуда на выходе ОУ DA1.2 достигнет необходимого уровня отпираются диоды D1-D2 и цепь R7-C7 зашунтирует его ООС, сильно увеличивает коэффициент усиления. При таком подходе шумы и наводки усиливаються значительно слабее, чем полезный сигнал электрогитары.

Далее сигнал разделяется на НЧ и ВЧ и обработка сигнала производится раздельно. НЧ составляющая (основная) сигнала, выделяется конденсатором С7, затем интегрируется через R8C8 и усиливается ОУ DA2.1. Сигнал через ФВЧ на R11C11 с частотой среза 35Гц поступает на переменный резистор R12, которым устанавливается баланс между основной и ВЧ составляющей сигнала.

Высокочастотные гармоники, после усилителя/ограничителя выделяются через R14C13 (фильтр низких частот) и далее через диоды D3 D4, которые перекрывают шумы и наводки, на полосовой фильтр на ОУ DA2.2.

Диоды D5 D6 вместе с DA3.1 образуют двухполупериодный выпрямитель сигнала, подавляющий основную частоту. Этот сделано для предотвращения самовозбуждения через звукосниматели, а следовательно максимум акустической чувствительности. С резистора R19, который служит нагрузкой, сигнал поступает на инвертирующий вход фильтра на ОУ DA3.2. С помощью переменных резисторов R21 и R22 можно получать различные оттенки звучания.

С выхода фильтра сигнал проходит через D7 D8 С24 и делитель напряжения R24 R25 далее на переменный резистор R12. Через интегрирующую цепочку R13C12 сигнал поступает на выход устройства. Диоды D7 D8 нужны, чтобы при затухании струны гармоники на выходе примочки пропадали раньше основного тона.

На входе и выходе необходимо поставить повторители.

Детали и конструкция

Диоды:
D1 и D2 – 1N4148, остальные – любые кремниевые маломощные.
D3 – D8 необходимо подобрать попарно с помощью любой приставки к мультиметру для подбора пар диодов. Корректирующие конденсаторы в цепях ОУ нужно ставить с одинаковой емкостью. Это важно для формирования ФЧХ. Микросхемы К157УД2 хорошо работают в этой примочке. Были использованы микросхемы до 1988 года выпуска. Испытывались также К544УД1А, не впечатлило. Плату необходимо развести придерживаясь правил монтажа УКВ аппаратуры, входной каскад как можно дальше от выходного.
Для байпаса желательно применять электронный переключатель. Питание должно быть хорошо стабилизировано иначе фон будет пролезать везде. Это – следствие схемотехники примочки. Идеальный вариант одна или две батарейки 9 В.

Несмотря на простоту схемы, она не легка для повторения, поэтому необходимо иметь опыт в конструировании примочек.

Печатная плата

Печатная плата в архиве под оригинальную схему на К157УД2 и под схему на TL072.

Примеры звука

Сэмплы взяты из статьи “Школа Примочкостроения”, записаны bsvi.

Я давно занимаюсь изготовлением примочек для экстремальных стилей музыки. По моему мнению эта примочка довольно интересна, например – простотой схемы, следовательно дешевизной, при довольно качественном звуке. По мнению автора устройство превосходит таких монстров, как DeathMetall или MetallZone.

Доработки

Для приемлемой работы устройства необходима высокая амплитуда на сигнала на входе. У меня к примеру оно достигает в пике до 3 В. Если «выхлоп» гитары слабоват для нормальной работы устройства, можно добавить предварительный бустер на одном ОУ. Неплохо так же ограничить полосу его пропускания примерно до 8 кГц. Это в некоторой степени избавит от песка в обработанном сигнале. Конденсатор С12 является фильтром ВЧ выходного сигнала и подбирается «по вкусу». Для получения хорошего звука рекомендую применять эквалайзер.

Звучание примочки плотное, насыщенное, с отличным сустейном. Затухание плавное, без посторонних призвуков. Атака сумасшедшая.
Я использую данную схему (с некоторыми изменениями) параллельно с ламповым перегрузом, звук отличный! Я специально привел только исходную схему, дабы не отбить в вас желания экспериментировать и модернизировать. У схемы большой потенциал для этого.

Удачи всем!