Проект основан на статье “Активные звукосниматели: теория и практика” автора Владимира Корниенко. Рекомендуется прочитать данный материал перед сборкой проекта.
Схема.
Что бы не пришлось делать выключатель, рекомендуется использовать стерео гнездо: средний контакт (минус от батарейки) и общий замыкаются при включении в гнездо моно кабеля => включается питание.
Печатная плата.
Изображение платы в разрешении 600dpi, при печати с этим разрешением, размеры будут соответствовать оригиналу. Изображение отзеркалено, имейте в виду, если будете делать термо-переносом. Если принтер не дружит с 600dpi, выставляйте по размерам платы: 4.39 х 3.38 см.
Что бы правильно подключить сдвоенный потенциометр, делаем так: устанавливаем ручку на максимум, затем меряем сопротивление между соседними контактами. Объединяем те, где сопротивление нулевое (или около нуля).
К точкам “in” подключаем провода, идущие (в вашей гитаре) к переменным резисторам. Звукосниматели и переключатель оставляем.
Ниже преведена схема распайки проводников и деталей на плате.
Расчет номиналов.
Первым делом, определяемся с коэффициентом усиления – K. Как известно, чем больше K, тем меньше влияние наводок, однако , при К > 5 сигнал заметно искажается. Рекомендуются К=2…3.
Затем, выбираем пределы регулировки частоты тон-контроля. У меня они составляют 1000..6000 Гц. Далее этих пределов, регулировка мало пригодна. Если играть по большей части с перегруженным звуком, лучше выбрать диапазон примерно 300..2000 Гц. Настройка в этом диапазоне позволит сделать звук более читаемым.
Так как сдвоенный потенциометр вещь все еще не слишком доступная, то вначале находим его, и уже исходя из его номинала рассчитываем остальные. Автор рекомендует брать его примерно 20..50 кОм
Следующим этапом, выбираем дробность фильтра тон-контроля – Q. Дробность определяет ширину полосы частот, регулируемых фильтром. Для обычных датчиков рекомендуется 3…4.
Теперь можно приступить к расчетам.
R1=5*r (r – сопротивление датчика)
R2=K*R1
После того, как нам стали известны первичные данные, нужно решить систему уравнений:
Здесь F1 и F2 – это пределы регулировки частот, те самые 1000 и 6000. Отсюда находим R4, C1, C2.
Добрый человек, имя которого затерялось в терабайтах информации, не поленился и сделал программу для расчета номиналов. За что ему большое спасибо!
Операционный усилитель выбираем исходя из энерго-потребления: конечно, пойдут наши NE5532 и TL072, но батарейка сядет быстро, примерно через 30 часов. Так что предпочтительней NJM062, TL062, LF442 в таком порядке приоритета.
Конденсатор Са – 1мкФ и более, но желательно не электролит.
Я упростил тон-контроль – вместо потенциометра Tone поставил тумблер, который включает\выключает регулировку.
Примеры звучания.
Clean – запись в линию без обработки: тон выключен, затем на максимум, затем на середине, ну и наконец на минимуме.
Mix – небольшая импровизация. Эффекты – программные.
Такой предусилитель – отличная штука. Больше звуков, хороших и разных!