Вступительное слово
Эмулятор ламповых усилителей Sans Amp разработан для прямой записи и живого исполнения. Он предлагает исполнителям теплый, естественный звук широкого спектра ламповых усилителей, не изменяя индивидуальный звук инструмента.
найденное на бескрайних просторах мировой сети
Немного истории
Sans Amp был задуман и разработан гитаристом, который обладает редким сочетанием тренированного слуха и экспертных знаний электроники. Революционная технология F.E.T. разработана в традиции ламповых усилителей, с их совокупностью предусиления и выходного каскада. Она сохраняет обертоны и прекрасные характеристики перегрузки, свойственные только ламповым усилителям. Sans Amp воссоздает эти характеристики даже на небольшой громкости. Созданный для полнофункциональных систем с возможностью применения в различных форматах, Sans Amp дает стабильное качество звука и в студии, и в клубе, и на сцене. Одно небольшое устройство дает Вам огромное количество звуков самых известных торговых марок и гибкость, позволяющую обогащать и изменять ваш собственный звук. Sans Amp взаимодействует с динамикой вашей личности, вашим индивидуальным музыкальным стилем и собственным тембром инструмента. Все эти показатели играют важную роль в конечном звучании, которое станет, в конце концов, только вашим собственным саундом. Разработано и произведено в U.S.A. TECH21, INC.
Концепция SansAmp GT2
Алгоритмы эмуляции Sans Amp созданы по современной технологии. Вы можете создавать Ваш собственный звук в реальном времени. Sans Amp GT2 прост в обращении и дает Вам моментальный доступ к выбору типа усилителя, размещению виртуальных “динамиков” и “микрофонов” в наиболее подходящей для ваших целей комбинации. В педали также предусмотрен пост-эквалайзер, который дает Вам больший контроль над звуком. Мы взяли лучшие настройки известных ламповых усилителей и разбили их на компоненты. Вы можете по-разному смешивать специфические характеристики усилителей, которые в другой ситуации соединить было бы невозможно. Sans Amp GT2 дает свободу и возможность изучать, создавать, строить и вновь создавать звук, насколько Вам позволит воображение.
Управление:
От входа к выходу, сигнал путешествует справа налево. Начните строить вашу цепочку с переключателей. Сначала выберите усилитель, который Вы хотите (amp). Затем модификацию, которая отвечает музыкальным предпочтениям (mod). Соедините все это с комбинацией размещения микрофонов и колонок (cabinet/mic). Заканчивают формирование звука ручки управления (gain, hi, low, drive).
Переключатели:
Каждая из трех позиций переключателя (amp) влияет на многочисленные измерения особых признаков звучания, свойственных каждому типу усилителя. Этот переключатель не простое изменение параметров эквалайзера, он не просто влияет на структуру усиления. Каждый тип усилителя имеет собственную тональность и собственную входную чувствительность. Каждый реагирует иначе на динамику исполнения и на уровень сигнала инструмента.
AMP (тип усилителя)
- TWEED – стиль Fender
- BRITISH – стиль Marshall
- CALIFORNIA – стиль Mesa/Boogie
MOD (Влияет на структуру усиления выбранного усилителя)
- CLEAN: дает чистый, немного перегруженный звук лампового усилителя
- HI GAIN: дает дополнительный драйв, как если бы Вы установили дополнительную лампу 12AX7 в секции предусиления
- HOT-WIRED: выдает смачный перегруженный ламповый звук.*
* Это описание взято из обзора педалей Sans Amp Тома Мюлерна (Tom Mulhern), опубликованного в журнале “Guitar Player”.
MIC (Определяет ориентацию и расстояние размещения микрофона относительно динамика. Независимо от позиции этого переключателя, эта цепь настроена, как если бы Вы находились в “глухой” комнате или изолированной кабине, не отражающей звук):
- CLASSIC: дает ровный звук с отдаленным размещением микрофона, напоминающий кабинет с динамиками “blue tame” Jensen-type. Эта позиция переключателя увеличивает содержание средних частот, и это дает великолепную возможность “прорезать” другие звуки группы. Рекомендуется для звуков классических ранних ламповых усилителей, и, конечно, для живых выступлений.
- CENTER: имеет пики и спады, связанные с близким расположением микрофона. Похоже на кабинет 4×12 с динамиками типа Celestion, с микрофоном в центре конуса динамика. Больше верхней середины, и повышенные низы. Рекомендуется для огромного, mega-crunch, balls-to-the-wall звука.
- OFF AXIS: имеет пики и спады, связанные с близким расположением микрофона на краю конуса динамика. Похоже на CENTER, но дает более гладкий и мягкий звук с меньшим содержанием верхней середины. Если используется вместе с HOT WIRED, немного “округляет” звук.
Ручки управления:
- DRIVE Регулирует общее усиление и уровень перегрузки. Подобно тому, когда “нагружается” выходной каскад усилителя.
- LOW, HIGH – это активные ручки управления понижением или повышением высоких и низких частот, они дают Вам полный контроль. Вы можете добавить низких частот, а регулятор высоких компенсирует ограниченный частотный диапазон combo-усилителей и динамиков Совет: Установите эквалайзер на микшере в нейтральное положение и отрегулируйте нужный тембр с помощью Sans Amp. Если потребуется дополнительная настройка или более сложная кривая EQ,, отрегулируйте эквалайзер на пульте или на другом внешнем устройстве.
- LEVEL – Регулирует выходной уровень, не изменяя тональных характеристик. Для записи мы рекомендуем устанавливать эту ручку, по крайней мере, на 12 часов. Для наилучших результатов с усилителем выходной уровень Sans Amp GT2 должен быть близок или равен уровню чистого сигнала. В противном случае, он может перегрузить вход усилителя, и Вы получите нежелательное искажение звука (и не говорите потом, что Вас не предупреждали!)
Универсальный выход
Другой аспект технологического продвижения Sans Amp, – один выход, который физически совместим с любым устройством. Универсальный Выход Sans Amp делает возможным использовать один и тот же выход со следующими устройствами: УСТРОЙСТВА HiFI, УСТРОЙСТВА LoFi, магнитофоны, преампы, рэковые системы, стерео комбо-усилители, кабинеты, студийные мониторы, учебные комбо-усилители.
Другие инструменты и приборы
Творите и фантазируйте! Sans Amp GT2 подходит не только для гитары. Попробуйте подключить другие инструменты – бас, клавиши, барабаны, сакс, вокал, и т.д. (Только не забудьте отрегулировать входной сигнал, как отмечено выше). Также попробуйте использовать SansAmp GT2 в других качествах, например, в микшировании, чтобы оживить звук на уже записанных треках.
Sans Amp GT2 дает очень низкий уровень шума. Если Вы слышите шум, примите к сведению следующее:
- Sans Amp GT2 может увеличивать шум входного источника.
- Проверьте, не фонят ли датчики, перемещаясь с гитарой по комнате или убрав громкость на самом инструменте.
Помните
Синглы фонят сильнее, а активная электроника имеет тенденцию шипеть. Как и при использовании любого лампового усилителя или электронного прибора, особенно на высоких уровнях усиления, Вы можете слышать внешний фон, вызванный осветительными приборами, трансформаторами, и т.д.
Все элементы управления Sans Amp GT2 взаимодействуют с Вами и друг с другом. Они очень чувствительны. Вам не обязательно устанавливать все ручки на максимум, чтобы получить максимальный результат.
Красивые слова, теперь же немного вернемся с небес на землю и посмотрим, что же Sans Amp представляет собой физически, изнутри так сказать. В этом нам поможет схема устройства, любезно позаимствованная мной на ресурсе tonepad.com
Схема
Схема состоит из четырех частей:
- На ОУ IC1 построен входной предварительный усилитель/буфер
- ОУ IC2 выполняет роль ограничителя по питанию
- На ОУ IC3 собран спикерсимулятор (те самые алгоритмы эмуляции SansAmp. Хотя термин «алгоритмы» более подходит к цифровой обработке, здесь же просто набор удачно подобранных АЧХ фильтров
- На ОУ IC4 реализован двухполосный активный темброблок с регулировкой по верхам и низам
Транзистор Q1 – эмиттерный повторитель, служит для согласования схемы с последующими устройствами звукообработки/усиления. Небольшая модификация схемы: изменена емкость в режиме «center» с 4,7нФ на 15нФ. А то уж больно похожие по звуку были режимы «off axis» и «center».
Немного слов о деталях:
Для достижения наилучших результатов, конечно же, необходимо использовать пленочные конденсаторы, электролиты можно заменить на тантал.
Операционные усилители – если удастся найти оригинальные TLC2262, то будет очень здорово, но ввиду того что эти микросхемы не очень распостраненные, можно смело ставить и TL062 и TL072 и NE5532 (последние очень неплохо себя здесь ведут. Можно установить панельки и перепробовать любые аналогичные ОУ, меняя их тип и последовательность, до тех пор пока результат Вас не удовлетворит. Могу только поделиться личными наблюдениями: нежелательно ставить в темброблок TL072, лучше поставить туда TL062; при установке спикерсимулятор ОУ TL072, в звуке наблюдались писки (от слова писк) и повизгивания, после замены на TL062 все встало на свои места.
Печатная плата
Вид со стороны дорожек. Размеры: 88х85мм
С целью написания данного проекта, мной было решено снять гриф секретности с печатной платы! Плата разведена по принципу «все на борту». Из проводов только те, что идут на «крону» – 2 шт.
Печатная плата состоит из двух частей, основная и дополнительная. На дополнительной плате (та что снизу) устанавливаются переключатели. Сама плата крепится жесткими, Г-образными перемычками к основной под углом 90 градусов.
В правом верхнем углу контакт gnd перемычкой припаивается к корпусу переменного резистора Level. Корпуса остальных переменных резисторов электрически соединяются с ним через корпус. Если входное или выходное гнездо имеют соединение «земляного» контакта с корпусом, то перемычку на корпус переменного резистора паять не надо. Переменные резисторы устанавливаются на жестких проволочных стойках (если их выводы короткие), чтобы их плоскость была на одной высоте с плоскостью ножного переключателя, установленного на плате.
Плата выполнена под корпус GAINTA G0473. Так же в архиве находится файл сверловки, и лицевая панель в формате Front Designer. Сборка всех частей платы указана на рисунке ниже.
Конструкция и сборка
Схема сверления корпуса. Очень удобно сверлить корпус по принципу: распечатал – приклеил – накернил – просверлил. Отверстия прямоугольного профиля сначала сверлятся сверлом 3 мм, затем растачиваются надфилем.
Вариант оформления лицевой панели
Список деталей
Резисторы
- 1к – 4 шт
- 2,2к – 1 шт
- 3,3к – 2 шт
- 6,2к – 1 шт
- 10к – 11 шт
- 22к – 10 шт
- 33к – 2 шт
- 100к – 4 шт
- 330к – 3 шт
- 1М – 2 шт
Резисторы переменные
- 100К lin (хар. В) – 4 шт
Конденсаторы
- 220пФ- 2 шт
- 560пФ – 1 шт
- 1нФ – 1 шт
- 2,2нФ – 2 шт
- 4,7нФ – 1 шт
- 10нФ – 6 шт
- 15нФ – 1 шт
- 22нФ – 9 шт
- 47нФ – 2 шт
- 100нФ – 1 шт
- 2,2мкФ на 16в – 2 шт (электролитический)
- 220мкФ на 16в – 2 шт (электролитический)
Операционные усилители
Диоды
- 1N4148 – 2 шт
- Светодиод – 1 шт
Транзистор
- BC550 (2N3904, 2N5088) – 1 шт
Остальное
- переключателя режимов (сдвоенные на три положения) – 3 шт. (GS 373 только угловые)
- панель под микросхему 8 pin – 4 шт
- DPDT переключатель (ALPHA) – 1 шт
- больших (6.3 мм) jack’а (для установки на плату) – 2 шт
- ручки для потенциометров – 4 шт
- контакты под крону – 1 шт
- гнездо под БП – 1 шт
Фото готового устройства
Примеры звучания
Примеры настроек SansAmp GT-2
Ссылки по тематике
- Официальный страница педали Tech 21 Sans Amp GT2
- Версия Sans Amp от сайта tonepad.com
- Sans Amp GT2. Final Edition – статья на сайте Игоря Шаева.
- Уточнения по схеме SansAmp GT2 – еще одна статья на сайте Игоря Шаева.
- Гибридная модель на базе Sans Amp и Marshal Guv’Nor