Woody accustic simulator

By | 28.05.2016

Предисловие.

обсуждение данного устройства появилось на форуме в июле 2009 и сразу меня заинтересовало. Информации больше никакой в Интернете не нашел: набираешь в поисковой системе «Woody» и получаешь ссылки на дятла из известного мультфильма. Такого нам не нужно… Ну да ладно, схема несложная. Собрался я с духом и начал делать.

Схема.

Woody_sh

Приводу, также (на всякий случай), простенький перевод этой статьи на русский:

«Woody» – это нечто похожее на имитатор акустической гитары, хотя это менее сложная схема, чем, например, Boss AC2. То, к чему я стремился, это получить звук акустической гитары при использовании электрогитары и игре в обычный комбик. В идеале, нужно использовать гитары с одной обмоткой в звукоснимателе, такие как стратокастер или телекастер. Также звук будет лучше, если использовать два звукоснимателя и динамик с более широкой полосой пропускания. Как и в любом другом устройстве такого типа, оно может разочаровать вас, если вы будете использовать его с гитарой оборудованной хамбакером, т.к. у таких звукоснимателей практически отсутствует диапазон частот выше 5кГц. Тем не менее, вы можете получить интересные результаты, даже если у вас нет высококачественной установки с пьезодинамиками для воспроизведения высоких частот. Повторю, я попытался сделать устройство, которое позволяло бы сымитировать игру на акустической гитаре, как если бы вы включили в усилитель именно её. Конечно, существует много схем, которые обеспечивают широчайшие возможности настройки, но работать с ними не так удобно, как с этой схемой, имеющей всего две ручки.

Принцип работы.

IC1a и IC1b – буфер/разделитель и буфер/миксер. Сигнал с IC1a разделяется на три канала.
Первый канал – это цепочка С2,R4, который немного уменьшает амплитуду входного сигнала, а также обрезает сверхнизкие частоты.

Второй канал – путь сквозь IC2a, который образует обычный фильтр НЧ. Этот отфильтрованный сигнал, который является основой конечного звука, далее смешивается с прямым сигналом.

Третий канал, сквозь микросхемы IC2b,c,d является «возбудителем» схемы, который обеспечивает наличие в выходном сигнале высших гармоник и различного рода «шипений», которые делают звук немного более похожим на звук настоящей акустической гитары. IC2b являтся фильтром ВЧ, частота среза которого примерно 4800Гц. IC2c – ассиметричный ограничитель. По сути это эффект «фузз» только для высоких частот. Триммер TR1 введён в схему специально, чтобы контролировать уровень ограничения. Элемент на IC2d пропускает все частоты, но при этом сдвигает их фазу на угол 90 градусов, подмешивая сдвинутый сигнал к основному. Этот приём используется в профессиональных системах «Aphex», с таким же успехом он работает и здесь.

Выходы элементов IC2a и IC2d поступают на движок сдвоенного переменного резистора 10кОм. При повороте этого резистора режим плавно меняется от прямого до «акустического» (т.е. более яркого и звонкого). Было бы неразумным использовать отдельные резисторы для регулировки высоких и низких частот. Я выбрал номиналы элементов фильтров и номиналы резисторов смесителя сигнала исходя из тембра моей собственной гитары. Т.е. каждый из номиналов можно изменять, и у вас есть возможность экспериментировать.
Устройство питается двумя девяти-вольтовыми батарейками. Я использовал LF353 в качестве IC1 и LM4136 в качестве IC2, но вы можете легко использовать другие операционные усилители: сдвоенные, одинарны, счетверённые.

Эта разработка многим обязана Jules Ryckbusch, проект которого «Harmonic Sweetener» появившийся в Electronic Musician несколько лет назад был взят за основу этой схемы.

И всё вроде хорошо, беда только в том, что схема автора рассчитана она на двуполярное питание. Если вы можете позволить себе использовать две батарейки или специальный блок питания, то конечно можно делать и по ней. Но я модифицировал схему для однополярного питания – сделал делитель напряжения так, как это делается практически в любых гитарных примочках. Вот что у меня получилось:

WoodyMy

Непонятные операционные усилители LF353 и LM4136 с легкостью меняются на классические TL072 и TL074 соответственно. Забегая вперёд, скажу, что я ещё изменил сопротивление резистора R10 на 3,3кОм. Так потенциометр P1b оказывает хоть какое-то влияние на звук. Кстати Р1а и Р1b – это по схеме один сдвоенный переменный резистор (и может оно так и лучше), но я сделал два отдельных. Согласитесь, педаль с тремя ручками управления смотрится значительно серьёзнее, чем с двумя. Первый я назвал Tone, а второй Gain. В принципе больше никаких изменений и не было. Обращаю внимание, что номера выводов микросхем подписаны в соответствии с разводкой моей платы.

Печатная плата.

Печатная плата(в архиве их две: от Monchik-а и от Graff-а) показана на изображении ниже.

Woody Layout

Потенциометры припаиваются прямо к плате. Триммер TR1 я удалил за ненадобностью: поэкспериментировал с готовым прибором и понял, что большой роли номинал резистора в ОС операционнного усилителя не играет, т.к. весь нижний канал схемы вообще на слух мало ощутим. Я остановился на значении этого резистора 300кОм. Больше никаких особенностей нет. Вот что получилось (фотография не очень, но уж какая есть).

woody

Собрал всё это в корпусе GAINTA G0473. Выглядит это так:

Woody Front

Woody Rear

Woody int

 

Ниже, показаны фото от пользователя Graff:

Woody_ot_Graff_1

Woody_ot_Graff_2

Примеры звучания.

Сначала байпас, потом, собственно, эффект, включенный вместе с задержкой, без другой обработки.

В конце имеются семплы с различными положениями ручки Tone. Здесь никакого delay нет. Самый-самый последний аккорд – это полное отсутствие эффектов: гитара напрямую в звуковую карту.

От автора.

Ощущения просто великолепные. Шумов нет, да и взяться им неоткуда. Звук очень яркий, живой, хотя собственно на акустическую гитару и не очень похоже. Берёшь гитару, и, не отрываясь, сидишь с ней целый вечер. Короче, красота, штука достойная.

И ещё одно, маленькое, дополнение: шрифт, которым написано The “Woody” в оригинальной статье, называется KURITZA. Мне кажется, он очень соответствует духу прибора.

Удачи. Monchik.